Выпускник и эксперт Российской студенческой весны создает сериалы на телеканале ТНТ

10 июня на телеканале ТНТ в рамках Года семьи вышла комедия «Ткачевы на связи», режиссером которой стал выпускник Российской студенческой весны Дмитрий Булейко. Сегодня он является экспертом медиа-хакатона «Первые кадры», который прошел в 2023 году во Владивостоке, а также Российской студенческой весны профессиональных образовательных организаций, которая прошла в июне 2024 года в Ставрополе. Мы решили пообщаться и узнать, как Студвесна помогает найти свое дело, а также как стать лучше в направлении «Видео». Все подробности — в интервью.

 

— С чего началась твоя Студвесна? Как ты пришел к видео и монтажу? Помогла ли тебе Студвесна в создании собственных проектов?

— Моя Студвесна началась еще до поступления в вуз в городе Кемерово. В школе у нас была рок-группа, один наш знакомый позвал выступить на факультетской Студвесне. Сам опыт был хорош тем, что мы побывали на большой сцене с полным залом. А самое интересное — попасть в творческую компанию ребят, которые вечерами после учебы придумывали номера, СТЭМы и целые концертные программы. В тот момент я впервые увидел, что видео может быть тоже частью концертной программы и участвовать в творческом соревновании. С того момента я загорелся участием в Студвесне. Так как с музыкой не получилось продолжить после поступления в вуз, сконцентрировался на своем втором любимом хобби — снимать и монтировать. И в последствии уже ни один факультетский концерт не проходил без моей видеоработы, а позже и на уровне вуза, области и Российской студенческой весны.

Студвесна хороша тем, что помимо того, что это творческое комьюнити, которое помогает тебе развивать навыки коммуникации и командной работы (что в кино, например, один из важнейших аспектов), но это еще и соревнование между факультетами, вузами, а в итоге между регионами. Это дает тебе дополнительный стимул развиваться в своем творчестве.

 

— На какой Российской студенческой весне ты был? Что представлял?

— Так как раньше не было направления «Видео» на Российской студенческой весне, я поучаствовал всего один раз в Волгограде 2008 году. В Оригинальном жанре мы делали номер с Театром «Карман», где использовалась видеопроекция. Это была «лазейка» для меня, как поучаствовать в фестивале с видеоработой. Этот номер получил Гран-при направления, а наша делегация получила общекомандное Гран-при весны. Сильные впечатления на всю жизнь, когда мы выходили на сцену перед тысячами студентов других регионов получать награду. Такие события дают тебе положительный стимул развиваться в творчестве, чтобы рано или поздно выйти на профессиональный уровень.

 

— В прошлом году ты стал экспертом проектов Российской студенческой весны. Что-то изменилось?

— По поим ощущениям, участники не изменились. Это всё так же позитивные, улыбчивые ребята с горящими глазами. Конечно, они совершенно другие, в контексте своего времени, но они также хотят показать своё видение, получить зрительское внимание. Они допускают те же ошибки, такие же наивные в чем-то, но в этом и прекрасны.

 

— Недавно у тебя вышел собственный сериал на телеканале ТНТ «Ткачёвы на связи». Расскажи немного про него.

— Сериал называется «Ткачевы на связи» на канале ТНТ и платформе Premier. Это мой дебютный крупный проект как режиссера-постановщика. Он рассказывает историю о семье, которую разбросало по разным городам, они сталкиваются с жизненными препятствиями и помогают друг другу их преодолевать. Всё это посредством видеосозвонов. Это комедия, в которую мы постарались внести какие-то простые истины, не всегда комедийные: о том, что нужно поддерживать друг друга, доверять, любить и стараться быть рядом в трудный момент. Сложно коротко о нем рассказать: это большая работа, можно сказать, водораздел для меня, так как до этого я занимался производством рекламы, графики, неигровых роликов, режиссурой монтажа, а с этого проекта я стал уже режиссером, который в составе огромной команды, конечно, снял пилот сериала, потом сезон — он вышел на экраны. Это большой опыт для меня и подспорье для дальнейшего роста и съемок новых проектов.

 

— Сложно режиссировать или заниматься монтажом?

— Режиссура — это самое сложное из всех позиций, на которых я успел поработать: моушен-дизайнер, арт-директор, продюсер графических проектов, режиссер монтажа и так далее. В большом кино режиссер, помимо творческого видения и понимания того, как его транслировать зрителям, должен еще иметь большое количество компетенций: понимать сценарий и его слабые и сильные стороны, как дорого будет снять сценарий и сделать его дешевле, но чтобы не просело качество, разбираться в композиции, свете, художественных решениях, в актерской игре — всё до самых мельчайших деталей. Режиссер на проекте — это тот, кто несет ответственность за решения, которые ему нужно принимать каждый день сотни раз. Он должен постоянно коммуницировать с актерами, настраивать их на продуктивную работу, а также всю съемочную группу, число которой может составлять от 50 до 100 человек и больше. Работа очень сложная, но интересная.

Монтаж в этом плане полегче, хотя также очень интересен. Кстати, свой сериал я смонтировал тоже сам. Мне очень нравится монтаж, но мне не хватило контроля над результатом, так как я еще со времен Студвесны привык придумывать снимать и монтировать сам, то и хотелось в кино тоже иметь больше свободы в принятии решений, такую свободу имеет режиссер, так я и оказался в этом ремесле.

 

— Немного про направление «Видео». На что стоит обращать внимание начинающему оператору и режиссёру?

— Начинающему оператору или монтажеру я бы посоветовал две вещи: смотреть хорошее кино, анализируя то, что посмотрел. Смотреть хорошие клипы и рекламу. Заниматься качеством своей насмотренности, искать ресурсы, где выкладываются лучшие работы компетентных людей, кто пишет о кино, о рекламе и клипах, читать их обзоры. Получать и впитывать любую информацию, особенно с бэкстейджа, смотреть разборы как это снято. Самое главное, пробовать применять какие-то вещи в своих работах. Постоянно пробовать. Это первый пункт, он несложный и приятный.

Во-вторых, изучать методику написания сценария, как работает драматургия и написать простую историю. Это, пожалуй, самое важное в видео и то, что мы изучаем всю жизнь. Чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов написать крутую историю. Важно понять, что самое крутое, красиво снятое видео с кучей модных склеек и монтажных приёмов —не имеет смысла без истории. Рассказывайте истории! В каждом кадре! Это не просто пафосные слова, каждый кадр должен «двигать» рассказ, у каждой сцены должны быть начало, развитие, поворот, завершение — как и во всей истории. На всех конкурсах и фестивалях жюри будут оценивать историю. Поэтому я прошу на всех своих лекциях и выступлениях перед студентами обратить особое внимание на сценарии. Читайте книги о том, как писать, читайте сценарии, практически все они есть в доступе. Читайте просто книги: классику, пьесы. Найдите что-то общее у них, кто такой герой и чем он занимается в историях. Все это поможет вам перейти на новый уровень в ваших видеоработах.

 

— Финальное: что ты пожелаешь всем участникам Студвесны на предстоящие проекты?

— Любите то, чем вы занимаетесь, бескомпромиссно любите. Если вы будете любить, это даст вам силы на бессонные ночи и на то, чтобы становиться чуть лучше каждый раз. Никто не сможет вас сбить с пути, если вы будете любить то, чем вы занимаетесь и то, что у вас получается. Любите свои идеи, любите их воплощение, любите победы и неудачи, они делают вас сильнее лучше любого триумфа. Любите творчество и любите себя и своих близких — тогда всё получится. Удачи!

 

Отметим, что «Российская студенческая весна» — единственная в России Программа поддержки и развития молодёжного творчества, которая реализуется на территории Российской Федерации с 1992 года и включает в себя более 80 региональных, 10 Всероссийских мероприятий. Ежегодно в Программе участвует около 1 500 000 студентов, представляющих более 1 200 образовательных организаций со всех уголков страны.