«Если тебе нравится дело и ты верен ему, успех приходит обязательно»

Эксперт направлений «Театральное» и «Оригинальный жанр» Российской студенческой весны на протяжении многих лет, основатель и художественный руководитель московского театра «Унисон» — Ирек Ибатуллин, — рассказал о творчестве, профессионализме и достижении успеха во время проведения Юбилейного фестиваля в Самаре.

- Быть экспертом — большой труд, так как требует познаний и усилий, что мотивировало вас на протяжении всех лет уделять этому время?
Ирек: «Слово мотивация прозвучит немного неуместно. Я с радостью соглашался на эти предложения по одной простой причине — только на студенческой весне я нахожу истинное удовольствие от самого факта театрального или любого другого выражения. Здесь есть биение жизни — то, что в творчестве самое главное. Ещё один очень важный аспект — студенты не боятся, они берутся за все, не думая о страхах. Я считаю, это огромное достоинство — уметь делать, не оглядываясь на свои возможности и мнение других».

А что повлияло на становление вас, как профессионала своего дела?
Ирек: «Я перешёл на большую сцену из самодеятельности. Я учился в КАИ, и тогда прошёл все эти фестивали сам: от Института до города. Потом я заразился этим, отработал специалистом три года, чтобы не лишится диплома по договору, и ушёл в творчество».

- Получается, вы получали образование по целевому договору?

Ирек: «Нет, в советском союзе не было целевого: приезжали представители организаций, и выбиралось, где ты будешь работать после обучения. Это делалось через вуз: государство вложило в тебя деньги, и ты должен хотя бы три года отработать. Если три года не отработал, и организация донесла об этом вузу, диплом могли забрать через решение комиссии. Чаще всего договаривались, но такая опасность существовала».

- Это значит те самые особенности советского образования, о которых все говорят?

Ирек: «Ну да, все было очень серьезно: образование, отношение к нему у государства, у вузов, у предприятий. Но всё-таки вирус студенческого творчества после фестивалей превратился в серьёзную болезнь, которая меня и вывела на этот путь. Все шаги: от руководителя детского кружка до руководителя своего театра, — я прошёл».

- Вы являетесь создателем театра в таком необычном формате, почему выбрали именно такой — без голоса?

Ирек: «Это логично, ведь я начинал с пантомимы. Не то, чтобы я никогда не пробовал или не хотел: пантомима привлекает образностью и аллегорией жанра. Она даёт больше способов передать мысль, рассказать о более сложных вещах простыми средствами: у тебя один знаковый ход и много трактовок. Слово всё-таки более менее конкретно: ты говоришь и оно имеет смысл. Пластика, знак, символ — они многогранны, это и привлекает. Мне очень нравится в студенческих работах, когда они неоднозначны и есть разные уровни восприятия — такое творчество очень близко мне, я его ценю».

- То есть телом можно сказать намного больше, чем словами, и вложить в это можно больше смысла?

Ирек: «Тело вообще само по себе универсальный инструмент. Скажем, зритель называется «ЗРИ-тель» — человек, который смотрит в первую очередь. Актёр от слова «акт» — действие, то есть человек, который действует. В самих понятиях актёрского искусства и зрительского восприятия заложен смысл визуального восприятия действий. 90% информации человек получает через зрение, на остальные чувства приходится всего 10%, об этом нельзя забывать, поэтому я считаю очень важной пластическую культуру и выразительность, вне зависимости от жанра. Тем более, если ты словесный или драматический актёр, чем богаче твоё тело, тем больше возможностей выразительности ты имеешь».

- На ваш взгляд, в чем ценность данного вида искусства именно для зрителя?

Ирек: «Визуальное искусство, во-первых, это много смысла, богатые подтексты. Во-вторых, это универсально и понятно любому зрителю, вне зависимости от национальности. Но я не ограничиваюсь: сейчас мы занимаемся не только пантомимой, но остаёмся привержены вербальному искусству. Не считаю необходимым ограничивать возможности — это выглядит искусственно. Нельзя исполнять только «такие песни», играть только «такую музыку» или исполнять только чистый СТЭМ, считая остальные чём-то нетрадиционным. Искусство всегда развивалось и обогащалось за счёт включения других жанров, когда люди ломали границы — тогда появлялось новое и интересное. Поэтому я сознательно себя не ограничиваю, просто делаю то, что у меня лучше получается, и делаю так, как я мыслю».

- Вы считаете своё дело сейчас вашим призванием?

Ирек: «Мне это нравится, ничем другим я бы не занимался — если это призвание, то видимо да. Я считаю, если тебе нравится чём-то заниматься, нужно быть верным этому. Верность своему занятию всегда даёт результат, в этом я убеждён. Может получаться — не получаться, есть успех — нет успеха, есть деньги — нет денег. Это не должно иметь значение, если тебе нравится и ты верно этим занимаешься, в какой-то момент успех приходит обязательно. Для меня лично это не призы, не поклонники: самое главное, что ты знаешь, получилось у тебя или нет. Даже неважно, сколько раз ты это покажешь, главное ты сам себя зауважал за то, что это сделал, довёл до результата, и сам перед собой честен».

- И всё-таки исходя из вашего опыта: творчество — это с рождения или из опыта?

Ирек: «Невозможно рассчитать — должен я это делать, или могу ли, — так не работает, В моей жизни был творческий человек, которого я считаю своим учителем, — математик. Для него математика — творчество: как он говорил о математике, решал задачи, доказывал теоремы. В любой работе можно найти творчество, важно искать его в себе. Да, есть ремесленный подход, так все будет идти по кругу: узнал об этом, научился тому — все! Особенно это заметно в кружковой работе: есть коллектив, ставят танцы и меняют названия, а суть остается такой же. А есть те, кто каждый раз делает по-новому. И это важно — идея приходит, нужно ее реализовать. Главное — быть погруженным и не отпускать: всегда говорю, в любом деле главная мышца — это голова. Все время надо думать, делать и развиваться, сравниваясь ни с кем-то, а с самим собой. Нужно отбирать, творчество — это не озарение, это кропотливый труд. В первую очередь у меня это труд мыслительный».

- Как мы видим, в творческом фестивале есть уже и журналистика, и говорят уже что и программирование и робототехника — тоже творчество?

Ирек: «Наука — в целом творческая профессия, и ярче всех, наверное, математика. Как мне говорил учитель: Красивая формула не может быть неправильной, и правильный ответ должен быть красивым».

- Находясь сейчас здесь, на ваш взгляд, что участники могут увезти с фестиваля?

Ирек: «Они могут увезти то, что захотят. Здесь же каждый сам проживает свою жизнь. Кто-то приезжает, показывает номер и все остальное время гуляет, отдыхает, общается. Увозят наверное новых друзей, питаются общением — тоже материал. Для меня ценно наблюдать — это мой материал, как и встречи. Если есть интерес — участники смотрят на других, но для меня это неинтересно. Не важно, что ты вынесешь, у тебя в любом случае что-то отложится. Тут работает не сознание, а подсознание, которое может выстрелить позже. Каждый выносит стольок, сколько захочет вынести».

- А вы имели подобный опыт?

Ирек: «Как мы достигли какого-то уровня в советское время: никакого интернет, никаких материалов. Мы знали имена знаменитых театралов, но не видели их. И мы хватали информацию, где только могли: ездили на спектакли, читали газеты, афиши, посещали фестивали. И так десятки раз, чтобы просто увидеть что-то, набраться опыта. Не скажу, что я что-то взял конкретно, но количество просмотров и насмотренность приобретались, складываясь уже во что-то свое, помогая найти свой стиль, свое звучание, свои образы. Мы никого не повторили, но насмотренность и зрительский опыт сработали по-своему».

- Помимо насмотренности, что бы вы пожелали участникам РСВ, чтобы они взяли максимум от участия?

Ирек: «Если ты этим занимаешься, нацеленность на познание и преодоление каких-то ступеней — важнее всего. Некоторые коллективы работают много лет, и часто бывает, что они выстреливают однажды, а потом угасают: нет движения, развития. Это не значит, что каждый год нужно делать открытия. Просто ты либо делаешь то, что тебе привычно, либо пробуешь что-то новое: направление, взгляд. Все время нужно ставить для себя новую задачу и пытаться ее выполнить. У каждого все работает по-своему, я не хочу поучать, потому что я смотрю на ребят и мне завидно: многое, что они делают, мне и в голову бы не пришло. Даже если тут люди чего-то добились, это не показатель какого-то творческого богатства, это больше про везение».